Свет, камера, архитектура
Интервью с архитектурным фотографом
Владом Феоктистовым
Влад Феоктистов – архитектурный фотограф из Сочи, автор фотосъемок архитектурных объектов и интерьеров в Сочи, Москве и других городах России и мира. Его работы напечатаны в главных отраслевых изданиях, таких как Tatlin, AD, Elle Decoration, "Проект Россия", изданы на интернет-площадках Archdaily, Dezeen, Archi. ru, а также выставлялись в Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве.

Спросили у Влада о специфике работы архитектурного фотографа? и как фотография влияет на общественное мнение и развитие архитектуры.
Влад Феоктистов
– Влад, ты помнишь момент, когда решил стать архитектурным фотографом? Это редкая, но интересная и сложная профессия. Что повлияло на твой выбор?
— Это произошло плавно. Ещё со школы любил много фотографировать природу, наш город, его улицы, старые санатории. Собралась большая коллекция кадров. Уже в институте, во время летних каникул оформил их в отдельную страничку в ВК. Подписался «архитектурным фотографом», а через несколько дней получил первый заказ на коммерческую съёмку. Реальная история с фотографией гораздо дольше.
Парк "Зарядье", Москва. Проект бюро Diller Scofidio + Renfro. Фотограф Влад Феоктистов
– Возможно, какие-то «архитектурные артефакты» советского периода или объекты современной архитектуры Сочи повлияли на твое восприятие, твой путь в профессии?
— Могу совершенно точно указать на такой объект – это пансионат Светлана, нынешний отель Sea Galaxy. Ещё на первом курсе университета, прогуливался в микрорайоне "Светлана" со своей цифровой мыльницей, сделал абстрактный черно-белый кадр балконов-зигзагов этого здания. Снимок не был шедевром, но многим тогда понравился. Позднее, в 2013 году, уже после ремонта здания, меня пригласили отснять этот отель. Сработали рекомендация и именно это изображение, выложенное в интернет.

Вспомнил поликлинику РЖД. Самые первые деньги за фотографию я бы мог получить за кадр этого здания в 2009 году. Фотобанк прислал мне бумажный чек, который было невозможно обналичить несовершеннолетнему в России. Несмотря на невнятный финансовый результат, этот сигнал сработал.
ЖК Reef Residence, Сочи. Проект бюро "Меганом". Фотограф Влад Феоктистов
ЖК Reef Residence, Сочи. Проект бюро "Меганом". Фотограф Влад Феоктистов
Южные города во многом похожи, и меня, как сочинца, привлекают такие локации.
– Ты много путешествуешь по городам России и мира, в том числе по работе. Поделись особенными яркими впечатлениями о городах, в которых ты побывал. В какие бы хотелось вернуться?
— Яркое впечатление — это Китай, особенно город Шеньчжень. Это XXII век, киберпанк, ультрасовременность, включая архитектуру, скульптурная композиция “Будь коммунистом – открой свой бизнес!”, город высоких технологий и совершенно не мое место!

Хочется вернуться и пройтись по Барселоне и ее бесконечным кварталам. В 2018 году я был в Тбилиси, который я тоже очень люблю, где поймал себя на ощущении чем-то средним между дежавю и "флэшбеком". Улица, по которой я шел, оказалась невероятно похожей на Барселону. Южные города во многом похожи, и меня, как сочинца, привлекают такие локации.

Хотелось бы вернутся в Армению и пофотографировать советский модернизм и древние достопримечательности, съездить на север Италии, в Швейцарию, в страны бывшей Югославии, в какие-то отдельные точки в США.
Библиотека Xiangmi, Шэньчжэнь. Проект бюро MLA+. Фотограф Влад Феоктистов

Библиотека Xiangmi, Шэньчжэнь. Проект бюро MLA+. Фотограф Влад Феоктистов

– Фотограф может быть ограничен в доступе к новым объектам в родном городе. Насколько это влияет на возможность оттачивать свой навык?
— Мне нравится фотографировать только что открытые, свежие объекты. В них есть своя особенная лаконичность – неразросшиеся деревья, чистые от рекламы и вывесок фасады. Больше возможностей для удачного ракурса.

В этом году я попробовал отснять несколько строек. Мне повезло, оформлением допусков занимался мой старый заказчик-архитектор. Это было интересное упражнение, которое разнообразило мою работу и дало новое понимание архитектуры, конструкции здания. Архитектор на стройке указал мне на важные для него особенности парящей консоли. После окончания строительства сложность этого элемента для обычного человека будет не так очевидна.

Хорошо оттачивать навык и на исторических объектах – это сложнее, вдумчивее и «медленнее».

Станция метро "Терехово", Москва. Проект бюро Buromoscow. Фотограф Влад Феоктистов

– В ноябре 2022 ты стал участником выставки «Москва. Реальное» в Государственном музее имени А.В. Щусева. В этой выставке собрали работы лучших архитектурных фотографов России. Для тебя это стало определенной вехой в карьере?
— Конечно, такое мероприятие не могло не стать для меня вехой. Обычно я не участвую в конкурсах и выставках – времени на всё не хватает, а мне гораздо интереснее быть с камерой и заказчиком. Организаторам понравился один из моих кадров коммерческой съёмки станции Терехово для BuroMoscow в соцсетях. Он концептуально «вписался» в планируемую экспозицию. Их письмо с приглашением стало приятным сюрпризом.

Впечатления остались самые лучшие – и от организации, и от формата. Крупноформатная печать — это не мимолетное пролистывание изображений в соцсетях, и не журнал с плотной подачей информации. Люди специально приходят на выставку, подходят к работам, всматриваются, комментируют. Было любопытно посмотреть на некоторых своих коллег вживую. Сделал интересные выводы.

Музей русского импрессионизма. Проект бюро John McAslan + Partners. Фотограф Влад Феоктистов

Крупноформатная печать — это не мимолетное пролистывание изображений в соцсетях. Люди специально приходят на выставку, подходят к работам, всматриваются, комментируют.
– Расскажи про мастер-класс по мобильной фотографии, который ты проводил в Москве на площадке Музея русского импрессионизма. Как отозвалась в тебе роль преподавателя?
— Мастер-класс прошел через месяц после открытия выставки. Этот музей идеально подходил для знакомства с архитектурной фотографией – лаконичная форма, удобная площадка.

Это был совершенно новый опыт. У всех был разный уровень подготовки – от профессионалов-фотографов других жанров, до людей, никогда не державших камеру в руках. В каком-то смысле, это был опыт, когда человек, никогда не обучавший, должен за 2 часа передать человеку, никогда не фотографировавшему, определенные прикладные знания.

Я выбрал формат беседы в виде легкого практического занятия на месте с минимальной нагрузкой по теории. Затем я продемонстрировал, как нужно обрабатывать кадр в мобильном приложении, который позже можно было загрузить на свой смартфон для самостоятельной практики. Судя по отзывам, мероприятие удалось.
Музей русского импрессионизма. Проект бюро John McAslan + Partners. Фотограф Влад Феоктистов
Считаю важным рассказывать людям так, чтобы это было увлекательно, иначе тебя никто не будет слушать.
– 27 сентября 2023 года ты провел лекцию в сочинском Доме архитектора в рамках проекта «Архсреда». Насколько важным ты считаешь доносить до людей ценность архитектурной фотографии, рассказывать про историю жанра?
— Это еще один новый и тоже очень интересный для меня формат. Считаю важным рассказывать людям так, чтобы это было увлекательно, иначе тебя никто не будет слушать. Тема архитектурной фотографии в нашей стране интересна только узкой категории людей. Это нормально – речь идет об очень нишевом жанре.

Лекцию в сочинском Доме архитектора пришли послушать дизайнеры, архитекторы, фотографы. Площадка была заполнена практически полностью. Очень важно, что удалось побеседовать именно в Доме архитектора и услышать разные мнения профессионалов и горожан вживую, в одном месте.

Думаю, что формат и количество слушателей можно расширить за счет увеличения обширности темы лекции. Например, с архитектурной фотографией соседствует краеведческая тематика – исторические фотографии нашего города, утерянные постройки; урбанистическая – эволюция (или деградация) городской среды. Я уже делаю черновые наброски для следующего возможного мероприятия.
Интерьер по проекту архитектора Марины Рубежной. Фотограф Влад Феоктистов
Видимо, мы еще не готовы считать съёмки без «большой черной штуковины с торчащим объективом» чем-то серьезным, но мы уже совсем рядом с чертой, за которой это — уже норма.
– В соцсетях, помимо коммерческих съемок, ты часто выкладываешь свои кадры, сделанные на смартфон. Какую роль сейчас в индустрии занимает мобильная архитектурная фотография? Как к ней относятся фотографы-профессионалы?
— Сейчас границы стираются, и уже можно отснять на смартфон так, что заказчик, не зная, что это мобильная фотография, останется счастлив. Эти кадры пойдут в публикацию, но пока это может быть только редкостью.

Мне нравится легкость и моментальность мобильной фотографии. Нравится делать легкую обработку прямо в смартфоне и загружать изображение в интернет без компьютера.

Мне не нравится ужасный интерфейс камер в смартфонах, отсутствие хорошего телеобъектива. Не нравится, когда приложение камеры само за меня редактирует кадры.

Думаю о психологическом восприятии мобильной фотографии в глазах заказчика. Однажды мне пришлось снимать один объект одновременно с видеографом. У него произошел сбой графика и ему пришлось приехать без камеры, только с телефоном, стабилизатором и петличкой. Заказчика устроил результат, но восприятие процесса пострадало. Видимо, мы еще не готовы считать съёмки без "большой черной штуковины с торчащим объективом" чем-то серьезным, но мы уже совсем рядом с чертой, за которой это – уже норма.
ЖК Green Park. Проектные бюро "Апекс" и Buromoscow. Фотограф Влад Феоктистов
– Ты сторонник подхода, когда используется минимальное количество техники для достижения наилучшего результата. В главных ролях у тебя – композиция, свет и обработка, а фототехника – лишь инструмент. Ты до сих пор так считаешь?
— Да.
Дом в Хосте. Проект бюро Sukharev Architects. Фотограф Влад Феоктистов

Мне нравится интересная архитектура, а не какой-то один конкретный стиль.
– Ты говорил, что тебе больше нравится архитектура, обладающая фасадами, богатыми на детали. При этом, в твоем портфолио много современных зданий в стиле минимализм. Более фактурные объекты получаются интереснее на фото или это ностальгия по классическим образцам архитектуры?
— Правильнее сказать, что мне нравится интересная архитектура, а не какой-то один конкретный стиль. Хорошую минималистичную и модернистскую архитектуру снимать проще — она фотогенична по-умолчанию; геометрична, оставляет пространство для смелого ракурса. Архитектурная фотография как жанр начала развиваться вслед за архитектурой модернизма. Всё сошлось — появились всемирно известные звёзды-архитекторы, подтянулись технологии печати и фототехники, журналы. Старое и историческое снимать сложнее — можно легко и невольно выдать безвкусную перенасыщенную почтовую открытку из серии “Достопримечательности города N”.

Моё тёплое отношение к классике и до-модернистским стилям идут и от личного опыта и немного от ностальгии. Городская среда, сотканная из разных исторических зданий гораздо уютней. Модернизм хорош в виде отдельно стоящего здания, чего не скажешь про город, целиком построенный по его принципам.
Небоскрёб Alcon Tower. Проект бюро "Евгений Герасимов и партнеры". Фотограф Влад Феоктистов
– Сильное впечатление на меня произвел интерьер Кавказского университета в Тбилиси, бывшая армянская семинария. Архитекторы Kom.Hive провели реконструкцию здания, сохранив и этнические элементы декора, и добавив современного сдержанного белого цвета, воздуха.

Мне нравится соединение нового и старого. Что-то вроде реконструкции чердака исторического дома в Вене от Coop Himmelb(l)au и для многих спорного Музея военной истории от Daniel Libeskind. Нравится белоснежная и ажурная архитектура Сантьяго Калатрава.
Хорошо оттачивать навык и на исторических объектах – это сложнее, вдумчивее и «медленнее».
Интерьер Кавказского университета в Тбилиси (бывш. армянская семинария). Проект бюро Kom.Hive.
Фотограф Влад Феоктистов

Интерьер Кавказского университета в Тбилиси (бывш. армянская семинария). Проект бюро Kom.Hive.

Фотограф Влад Феоктистов

– Чем ты вдохновляешься? Если не другими фотографами, то какими видами искусства? Есть любимые архитекторы или художники, которых ты мог бы выделить?
— Раньше очень внимательно следил за графическим дизайном, ребрендингами. Нравится рассматривать и читать про визуальные стили и тренды нашего недавнего прошлого, например Y2K aesthetics (эстетика 2000).

Фотограф нужно смотреть кино. Назову режиссера Уэса Андерсона с его идеально выверенным визуальным стилем, Спайка Джонза с оператором Хойте ван Хойтема (фильм Она).

Фотографы – художественный Майкл Кенна, коммерческий Брендон Барр.
Архитекторы – часть я уже называл выше. Квинлан Терри, Фуксас… Всех не перечислить!
Фотографу нужно смотреть кино.
ЖК Актер Гэлакси, Сочи. Проект бюро Speech. Фотограф Влад Феоктистов
– Как ты думаешь, как влияют соцсети на развитие архитектурной фотографии? Какие еще интернет-площадки или соцсети ты бы выделил?
— Однозначно Behance, особенно курируемые и отмеченные редакторами работы. Не могу пока назвать другие каналы, возможно это Телеграмм.

Фотографии с относительно нейтральной реалистичной обработкой обращают на себя внимание слабее ярко-стилизованных. Что касается влияния на развитие, то тут нельзя говорить только об архитектурной фотографии. Соцсети влияют на фотографию в целом. Среди факторов — и размер экрана (на маленьких экранах лучше выглядят кадры с простой композицией), и ориентация кадра (вертикальная предпочтительнее), и алгоритмы, и мимолетность демонстрации кадра. В последнее время я меньше выкладываю свои работы в социальные сети.
Art Residences by Armani/Casa. Фотограф Влад Феоктистов
– Cg-художники, создающие фотореалистичные изображения еще несуществующих зданий, стремятся сделать свои работы близкими к реальности, добавляя грязь и провода в кадр. Фотографы же наоборот – стремятся отчистить свои фотографии от визуального мусора. Что ты думаешь об этом парадоксе?
— Если мы говорим только об одном виде cg-художниках, работающих в реалистичной манере. Здесь нет никакого парадокса, напротив, происходит вполне объяснимый процесс — мы с визуализаторами движемся к одной точке. Фотография и рендер буквально разведены во времени между собой. Архитектор будет склонен выбрать фотографа, работающего в близком стиле ранее нанятого визуализатора.

Заказчик выбирает среди предложения, а не диктует. Ему хочется увидеть уже знакомый образ, к которому он привык за несколько лет работы над проектом. Мне хочется дать эту картинку архитектору. В дополнение, я предлагаю и свой независимый взгляд, ракурс, интерпретацию реальности.

Некоторые визуализаторы стараются повторять стиль известных фотографов, так что мы наблюдаем очень интересную бесконечную циркуляцию существующих идей и рождение новых. Это прекрасно.
Art Residences by Armani/Casa. Фотограф Влад Феоктистов
– На данный момент нейросети бурно развиваются. Каким ты видишь будущее архитектурной фотографии в этом ключе?
— Наверное уже глупо отрицать тот факт, что нейросети полностью перевернут творческие жанры с ног на голову, хотя еще 5 лет назад я был к ним очень скептично настроен.

Уже сейчас в Photoshop есть такой функционал. Это может сыграть злую шутку — слишком велик соблазн переделать в неудачном кадре неудачного здания всё. Но это уже будет не фотография. Материальная ценность такой картинки и интерес к ней будет стремится к нулю. Все упрётся в чувство меры фотографа и наличия у него вкуса.

Не исключаю, что меня и моих коллег попытается заменить приложение в телефоне, которое будет указывать заказчику на удачный ракурс, а потом само все это обработает и отфильтрует. Скорее всего это выдавит с рынка большую часть моих коллег. Может быть уже в 2024 году, а может никогда.
Нейросети точно станут массовым продуктом, так что естественный ход в этой ситуации — быть эксклюзивным предложением.
Нейросети точно станут массовым продуктом, так что естественный ход в этой ситуации — быть эксклюзивным предложением.
ЖК Green Park. Проектные бюро "Апекс" и Buromoscow. Фотограф Влад Феоктистов
– Коммерческие съемки, мобильная фотография, часы работы над обработкой. Как часто архитектурному фотографу хочется отдохнуть от города и зданий?
— От такого города, как Сочи, точно отдыхать не приходится, а вот от компьютера и обработок иногда хочется сбежать. Ещё в детстве был очень неусидчивым, и таким, видимо, остался. Могу встать из-за стола в любой момент и выйти на свежий воздух. Моя работа состоит из двух частей — непосредственно съёмка и обработка. Вот целый день с камерой и заказчиком меня не утомляет.

Если говорить о вдохновении, то это эксперименты с необычными объектами, типа строек и выставки, которые стараюсь посещать в рабочие поездки.

Стараюсь выбираться на природу и встречаться с друзьями. Это заряжает энергией.

Вы можете посмотреть больше работ Влада на его личном сайте vladfeoktistov.ru

Интервьюер – Владислав Пономарев
Ponomarev Architects Digest